Они не слышали и их не слышали
"Советская власть окружила глухонемых детей теплой заботой, дала им все возможности учиться, развиваться, готовиться стать активными и сознательными строителями социализма. […] Дети растут культурно и политически; любят свою родину, горят желанием быть ее верными сынами. Все наши дети благодарят за свою счастливую, радостную жизнь отца, учителя и вождя трудящихся - великого Сталина". (Журнал "Жизнь глухонемых". 1937. № 3.).
До XVI века, перед тем, как появились в обиходе слова "глухота", "глухой", "глухонемой" и "немой", глухих называли "безмолвными". Это слово имело синонимы "безрассудный", "неразумный", "безмолвный". Глухота считалась "карой божьей", и из-за неумения говорить глухие казались странными, убогими, порой сумасшедшими. Вспомним рассказ Тургенева "Муму", в основу которого была положена подлинная история глухого, служившего дворником у матери писателя. Каким видят Герасима окружающие? Простой люд его боится, потому что он очень высок и обладает огромной силой. Называют его "лешим", "чертом", "существом бессловным", "кикиморой степной". Хотя Герасим очень добросовестно выполняет свои обязанности и знаками общается с другими, о нем говорят, что он "глух и, вдобавку, глуп, как пятка", "хуже идола… осина какая-то". Когда Герасим ухаживает за женщиной, работающей прачкой на дворе, для всех вне всякого сомнения, что невозможно выдать ее за него замуж, поскольку он глухой. Он очень одинок и живет в своем замкнутом мире.
Первые непосредственные упоминания о глухих в законодательных актах относятся к Уложению Алексея Михайловича Романова 1649 года. До этого неслышащих относили к другим категориям подопечных (вдов, сирот, убогих), отдельно не выделяя. В Уложении глухим предоставлялось право на наследство и право собственности на землю. Они могли иметь поместье. В то же время их освободили от свидетельских показаний. В дальнейшем в законодательство добавлялись положения, касающиеся многих сфер жизни глухих. Например, выпускники Московского Арнольдовского училища, открытого в 1860 году, и С.-Петербургского училища глухих в конце XIX века имели право "на производство в первый классный чин без испытания". До 1921 года глухие оставались под опекой и не имели права голосовать.
По данным переписи населения 1897 года, в России насчитывалось 210 553 глухих, из них 42 101 детей школьного возраста, из которых учились лишь 2350 детей.
Большинство жило в деревнях и мелких городишках, где им было легче зарабатывать на жизнь. Они плотничали, ремонтировали обувь, тачали, занимались огородничеством.
В начале XX века среди петербургских глухих было немало "открыточников". Они зарабатывали на жизнь продажей самодельных "открытых писем". Вот такой запиской неслышащий открыточник предлагал свой товар:
"Милостивый Господин
Не откажите обратить свое милостивое внимание на изобретение глухонемого который из-за своего физического недостатка вынужден для заработка применять лишь только ручной труд. […] я позволяю себе предложить вам мое изобретение.
Открытыя письма из тонкой дощечки дерева, с рисунком от руки, Отличаются как своею простотою, прочностью, так и дешевиздною вполне надеюсь, что Вы убедившись в изяществе моих открытых писем не откажетесь приобрести для себя и своих знакомых на выбор по 25 коп.
с глубочайшим почтением
имею честь быть глухонемой".
Юлия ОБЕРТРАЙС
Источник:http://www.istrodina.com/